Седмицы Великого Поста

Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля – 15 апреля. Календарь питания по дням: что можно и нельзя есть в дни Великого Поста и какие традиции нужно соблюдать.

Седмицы Великого поста в 2023 году: календарь важных дат

В первую неделю Великого Поста отмечается Торжество Православия. В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.

Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).

22 марта
День памяти Сорока Севастийских мучеников.

7 апреля – пятница, праздник Благовещения.

10 апреля – Стояние преп. Марии Египетской.

Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской

Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.

Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).

8 апреля – суббота. Лазарева суббота.

9 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.

10 апреля – Великий Понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22

11 апреля — Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

12 апреля — Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16

13 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

14 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.

15 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.

В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

Суть Великого поста

В христианстве наиболее важным праздникам предшествует пост. Суть Великого поста – очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. Строгая диета, молитва, освобождение от обид, прощение врагов, очищение от зависти и злости, приближает человека к тому состоянию, в котором его хотел бы видеть Бог.

Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2023 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста:

  • В первую и последнюю седьмицы Великого Поста в 2023 году пост соблюдается с особой строгостью. Все продукты животного происхождения нельзя употреблять в пищу.
  • Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньем можно исключить только утренний прием пищи.
  • В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и пятницам горячая пища допускается без масла.
  • По субботам и воскресеньям, кроме растительного масла, допускается умеренное употребления виноградного вина (это не распространяется на субботу Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу лучше воздержаться от приема пищи весь день.
  • Многие христиане также воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Какие службы совер­ша­ются в сед­мич­ные дни поста?

На 1‑й сед­мице в тече­ние пяти дней утром совер­ша­ется весьма про­дол­жи­тель­ное бого­слу­же­ние, состо­я­щее из утрени с 1‑м часом, 3‑го, 6‑го, 9‑го часов, изоб­ра­зи­тель­ных и вечерни (в среду и пят­ницу — литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров). По вече­рам с поне­дель­ника по чет­верг слу­жится вели­кое пове­че­рие с Вели­ким кано­ном пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского.

На осталь­ных сед­ми­цах вече­ром совер­ша­ется вели­кое пове­че­рие и утреня с 1‑м часом, а утром — 3‑й, 6‑й, 9‑й часы, изоб­ра­зи­тельны и вечерня (иногда в соеди­не­нии с литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров).

Нака­нуне суббот во все сед­мицы (в том числе и в 1‑ю суб­боту поста,) совер­ша­ются вели­кое пове­че­рие (в 5‑ю суб­боту поста пове­че­рие не слу­жится) и утреня с 1‑м часом, в сами суб­боты — 3‑й и 6‑й час и литур­гия свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста.

Седмицы мясо­пуст­ная и сыро­пуст­ная

Появ­ля­ются уже в VI веке; в это время в пред­по­след­нее вос­кре­се­нье пред постом закан­чи­вали есть мясную пищу, а, соот­вет­ственно, послед­нее вос­кре­се­нье было днем заго­ве­ния на молоч­ную пищу. В древ­ней иеру­са­лим­ской тра­ди­ции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литур­гии, о чем мы узнаем из сохра­нив­ше­гося гру­зин­ского пере­вода Иеру­са­лим­ского Лек­ци­о­на­рия. Правда, те иеру­са­лим­ские чтения отли­ча­лись от нынеш­них, ибо совре­мен­ные чтения воз­никли позд­нее в рамках кон­стан­ти­но­поль­ской тра­ди­ции.

Святая Четы­ре­де­сят­ница

1 сед­мица ( 27 фев­раля – 4 марта )

  • В первые 4 дня первой сед­мицы ВП (с поне­дель­ника по чет­верг, 27 фев­раля – 2 марта ) за вечер­ним бого­слу­же­нием чита­ется Вели­кий (Пока­ян­ный) канон свя­ти­теля Андрея Крит­ского (VIII в.).

Неделя 1‑я Вели­кого поста. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия – 5 марта .

2 сед­мица ( 5–11 марта )

Неделя 2‑я Вели­кого поста. Свя­ти­теля Гри­го­рия Паламы, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского (†1359 г.) – 12 марта .

3 сед­мица ( 12–18 марта )

Неделя 3‑я Вели­кого поста. Кре­сто­по­клон­ная (Мк.8:34–9:1) – 19 марта .

4 сед­мица ( 19–25 марта )

Неделя 4‑я Вели­кого постаПреп.Иоанна Лествич­ника (VI в.) – 26 марта .

5 сед­мица ( 26 марта – 1 апреля )

  • Мари́ино сто­я­ние или Чет­вер­ток Вели­кого канона (чтение Вели­кого канона свт. Андрея Крит­ского, пол­но­стью, с чте­нием жития преп. Марии Еги­пет­ской). Совер­ша­ется в среду вече­ром. В 2022 году на этот день выпа­дает празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, поэтому пере­но­сится на день раньше, на втор­ник – 5 апреля.
  • Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы (7 апреля).
  • Похвала Пре­свя­той Бого­ро­дице. Суб­бота Ака­фи­ста – 1 апреля . Это един­ствен­ный ака­фист, преду­смот­рен­ный цер­ков­ным Уста­вом; причём его пение совер­ша­ется также только один раз в году – в суб­боту 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (реально поётся нака­нуне, в пят­ницу вече­ром – 31 марта ).

Неделя 5‑я Вели­кого поста. Преп. Марии Еги­пет­ской (VI в.) – 2 апреля .

6 сед­мица, «сед­мица вáий» (в пере­воде с гре­че­ского – «сед­мица паль­мо­вых ветвей») – 2–8 апреля .

  • В пят­ницу сед­мицы вáий, 7 апреля – окон­ча­ние Святой четыредеся́тницы, то есть 40-днев­ного поста («душе­полéз­ную совер­шив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечер­ним бого­слу­же­нием).
  • Лаза­рева суб­бота. Вос­по­ми­на­ние вос­кре­ше­ния Иису­сом Хри­стом пра­ведного Лазаря (Ин.11:1–45) – 8 апреля .

Неделя 6‑я, ва́ий (цве­тоносная, Ве́рбное воскресе́нье). Вход Госпо́день в Иерусали́м (Ин.12:1–18) – 9 апреля .

Отмена поста в сед­мицу после Недели о мытаре и фари­сее

Встре­ча­ется утвер­жде­ние, будто пост в эту сед­мицу отме­ня­ется с целью обли­че­ния поста еван­гель­ского фари­сея. Однако этот тезис явно оши­бо­чен; на самом деле пра­вило отме­нять пост в эту сед­мицу появи­лось ранее, чем Неделя о мытаре и фари­сее закре­пи­лась на совре­мен­ном месте в кален­даре, и свя­зано это пра­вило с совсем дру­гими при­чи­нами — поли­ти­кой про­ти­во­дей­ствия вли­я­нию армян-моно­фи­зи­тов.

Дело вот в чем: в Армян­ской Церкви издревле суще­ство­вал (и суще­ствует до сих пор) пяти­днев­ный пост, при­хо­дя­щийся на третью сед­мицу перед Вели­ким постом (как раз сед­мица после Недели о мытаре и фари­сее). Точных све­де­ний о при­чи­нах и вре­мени про­ис­хож­де­ния этого поста нет: армян­ская тра­ди­ция воз­во­дит уста­нов­ле­ние поста в IV веке к дея­тель­но­сти свя­ти­теля Гри­го­рия Вели­кого, про­све­ти­теля Арме­нии, а несто­ри­ане (кото­рые также соблю­дали этот пост) гово­рили, что пост был введен во 2‑й поло­вине VI века вслед­ствие эпи­де­мии чумы как сред­ство для уми­ло­стив­ле­ния Бога. У армян пост полу­чил назва­ние «ара­джа­во­рац», что значит «пере­до­вой», то есть первый пост в кален­дар­ном году. Этот пост соблю­да­ется до сих пор https://old.armenianchurch.ru/religion/articles/fast/12192/

Сам «пере­до­вой» пост не имел дог­ма­ти­че­ской окраски. Однако из-за того, что армяне не при­няли IV Все­лен­ский Собор, визан­тийцы с тече­нием вре­мени пост «ара­джа­во­рац» стали вос­при­ни­мать как ере­ти­че­скую осо­бен­ность. Гре­че­ские цер­ков­ные писа­тели резко осуж­дали эту прак­тику поста, в резуль­тате чего появи­лось про­ти­во­по­лож­ное пред­пи­са­ние — про­во­дить всю сед­мицу после Недели о мытаре и фари­сее как сплош­ную, не постясь в среду и пят­ницу. Впер­вые об этом обычае упо­ми­нает Никон Чер­но­го­рец, писа­тель XI века. Скорее всего, изна­чально запрет поститься в среду и пят­ницу данной сед­мицы был адре­со­ван прежде всего тем хри­сти­а­нам, кото­рые жили в Пале­стине и Малой Азии (поэтому это пред­пи­са­ние вошло в Иеру­са­лим­ский Устав), то есть на тер­ри­то­риях, близ­ких к Арме­нии и где жило много армян. Целью этого запрета было стрем­ле­ние реши­тельно отме­же­ваться от ино­слав­ных. Вслед­ствие рас­про­стра­не­ния Иеру­са­лим­ского Устава на всем Востоке и ста­но­вится прак­тика отмены поста в 3‑ю сед­мицу перед Вели­ким постом ста­но­вится обще­цер­ков­ной. В нашем Типи­коне опи­сан­ная выше исто­ри­че­ская при­чина кратко выра­жена в сле­ду­ю­щих словах: «Подо­бает ведати: яко в сей сед­мице ино­мудр­ству­ю­щии содер­жат пост, гла­го­ле­мый арци­ву­риев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вку­шаем сыр и яица, в 9‑й час. Миряне же ядят мясо, раз­вра­ща­юще онех веле­ние толи­кия ереси».

Первая седмица —

Торжество Православия

Первая неделя поста называется неделей Православия. В это время положен строгий пост. Первые четыре дня в церквах на великом повечерии читают покаянный канон Андрея Критского . Этот канон называют также и Великим, так как в нем содержится примерно 250 тропарей (обычно в каноне их 30). Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского называют “малым стоянием”, в отличие от среды Крестопоклонной недели, когда на вечернем богослужении прочитывается весь канон и житие Марии Египетской.

В субботу совершается память святого Феодора Тирона . Накануне, на вечерней службе освящается коливо — вареные зерна пшеницы с медом. По благочестивой традиции ревностные христиане стараются не есть вареную пищу всю первую неделю поста, и уже в пятницу едят коливо.

Заканчивается первая седмица праздником Торжества Православия. После воскресной литургии в церквях служится молебен. По окончанию молебна хор поет “Вечную память” почившим верным чадам Церкви Христовой, а затем многолетие ныне здравствующим христианам.

Что можно есть в первую неделю Великого поста?

В первый день Великого поста полагается воздержаться от пищи.

В остальные дни можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Пятница 1-й седмицы Великого Поста

Пятница 1-й седмицы Великого Поста Мы совершили сегодняшнее богослужение, и сердца наши умилились, умягчились молитвою ко Господу, потому что все православное богослужение покаянное. Это нужно для того, чтобы нам прийти в чувство – чувство сознания нашего греха перед

Вторая седмица-

Святителя Григория Паламы

На второй неделе поста Церковь молится о благодатном озарении верующих. Все богослужебные моления второй седмицы пронизаны сокрушением о греховной природе человечества, его несовершенстве и указывают на пост , как на верное средство внутреннего преображения и светоносного озарения. Вторая седмица называется неделей светотворного поста, или неделей Григория Паламы.

Святитель Григорий Палама известен своими богословскими трудами о Нетварном свете Преображения, отличного от тварного света. Вкратце это богословское учение заключается в том, что мы веруем в Бога, как сказано в Символе веры, “Света от света”. Бог Свет создал другой свет — тварный, как написано в Бытии: “Сказал Бог, да будет свет”.

В субботу второй седмицы , а затем на третьей и четвертой неделях поста, служится заупокойная служба. Великопостные родительские субботы — время особенного поминовения умерших. Накануне совершается Парастас — заупокойная всенощная служба с чтением 17 кафизмы и панихидой.

Кстати, следует помнить:  с повечерия в пятницу до вечерни в воскресенье не полагается земных поклонов.

Что можно есть во вторую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В остальные субботы и воскресенья поста и в дни некоторых особо чтимых святых, например, сорока Севастийских мучеников — 22 марта, и святителя Григория Двоеслова — 25 марта, разрешается растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Вторник 2–й седмицы Великого поста

Вторник 2–й седмицы Великого поста Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Мф. 17, 21 Гравюра Гюстава ДореВоздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания,

Среда 2–й седмицы Великого поста

Среда 2–й седмицы Великого поста О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Ин. 16, 23 Св. Симеон Столпник. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять пост лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем?

Четверток 2–й седмицы Великого Поста

Четверток 2–й седмицы Великого Поста Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Святитель Игнатий (Брянчанинов).  Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи имеют долг непрестанно и всегда молиться, а не миряне. Нет, нет, все.

Третья седмица —

Крестопоклонная

Третья седмица Великого поста

Третья неделя называется крестопоклонной. Обычно в начале поста все полны сил, имеют благое расположение и стремятся на подвиг. Уже к третьей неделе силы иссякают, и верующие нуждаются в духовном утешении. В субботу на утрене выносится из алтаря Крест — для подбодрения постящихся и укрепления в дальнейшем прохождении поприща поста.

Что можно есть в третью неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Четверток 3–й седмицы Великого Поста

Четверток 3–й седмицы Великого Поста Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф. 5, 8 Святой праведный Иоанн Кронштадский. Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия.

Четвертая седмица-

преподобного Иоанна Лествичника

Четвертая неделя поста — неделя Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн жил в 6-м веке и прославился перед Богом подвигом уединения. С юности до сорока лет угодник Божий Иоанн провел в одиночестве на Синайской горе, а затем перешел в синайскую пустыню Фола, где подвизался в строгом посте и непрестанной молитве еще 40 лет.

Всё время святой постился, употребляя самую малость постной еды, разрешенной Уставом, но непреклонно воздерживался от движения страстей.

Преподобный Иоанн написал “Лествицу” — духовное руководство для хотящих взойти на небо. Книга разделена на ступени — по степеням духовных совершенств.

Духовный смысл четвертой седмицы состоит в утверждении того, что пост и молитва могут открыть лестницу в рай и привести к духовному совершенству, как в случае с преподобным Иоанном.

Воскресное Евангелие четвертой седмицы благовествует верным, что “род сей изгоняется только постом и молитвой” и возвещает радостную весть грядущего Воскресения Господа.

Что можно есть в четвёртую неделю Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. 7 апреля в честь празднования Благовещения Пресвятой Богородицы разрешается рыба. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Среда 4–й седмицы Великого Поста

Среда 4–й седмицы Великого Поста Вне креста нет живого познания Христа. Святитель Игнатий (Брянчанинов) «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). За Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста.

Четверток 4–й седмицы Великого Поста

Четверток 4–й седмицы Великого Поста Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлекши меня к Кресту Твоему судьбами Твоими. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Распятие. Синайский монастырь. XIII в.«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом

Пяток 4–й седмицы Великого Поста

Пяток 4–й седмицы Великого Поста Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу. Святитель Иоанн Златоуст «Христос пришел и принес прощение, оправдание и жизнь, но дарует это не

Суббота 4–й седмицы Великого поста

Суббота 4–й седмицы Великого поста Родительская суббота Молись за усопших с верою и надеждою милосердия Божия. Святитель Филарет, митрополит Московский Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша

Пятая седмица-

преподобной Марии Египетской

Пятая неделя поста известна как неделя преподобной Марии Египетской . На утрене четверга (на практике — в среду вечером) в церкви читают Великий канон Андрея Критского и житие святой Марии Египетской. Это богослужение называют Мариино стояние. Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов.

Суббота пятой седмицы известна под название Похвала Пресвятой Богородицы или Суббота Акафиста. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке.

Понедельник 5–й седмицы Великого Поста

Понедельник 5–й седмицы Великого Поста О памятозлобии 1. Святые добродетели подобны лествице Иакова; а непотребные страсти – узам, спадшим с верховного Петра. Добродетели, будучи связаны одна с другою, произволяющего возводят на небо; а страсти, одна другую рождая.

Шестая седмица-

Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий

Неделя Ваий. 6 - я Седмица Великого поста. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. История - YouTube

Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев. На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей.  Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви.

Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим — это мост от Святой Четыредесятницы до Страстной седмицы. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть.

На вечернем богослужении освящаются веточки вербы. Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы.

Что можно есть на пятой неделе Великого поста?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни).

Вторник 6–й седмицы Великого Поста

Вторник 6–й седмицы Великого Поста Не судите, да не судимы будете. Мф. 7, 1 Мытарь и фарисейКаковы люди на самом деле – никому, кроме Бога, не известно; вернее, что они нечто зыбкое, пластичное, и мы формируем сами, часто по случайному признаку, воображаемую схематическую

Среда 6–й седмицы Великого Поста

Среда 6–й седмицы Великого Поста Кто незлобив, тот совершен и богоподобен. Преподобный Антоний Великий Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к

Четверток 6–й седмицы Великого Поста

Четверток 6–й седмицы Великого Поста Добро падшего естества перемешано со злом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Господь Вседержитель, мозаика (Константинополь, монастырь Хора, XIII в.)Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он

Великая суббота. Страстная седмица день за днем

Да молчит всякая плоть, — главное песнопение Великой субботы

 Страст­ная сед­мица ( 10–15 апреля )

Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения. Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя.

Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения. В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери . На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой.

В Страстную пятницу на вечерней выносят Плащаницу, как символ снятия с Креста Пречистого Тела.

  • Вели­кий Поне­дель­ник ( 10 апреля ).
    Темы бого­слу­жеб­ных вос­по­ми­на­ний: Иосиф Пре­крас­ный, про­дан­ный в Египет за 20 среб­ре­ни­ков ( Быт.37 ); про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ницы, притча о злых вино­гра­да­рях; про­ро­че­ство о раз­ру­ше­нии Иеру­са­лима ( Мф.21:18-43; 24:3-35 ).
  • Вели­кий Втор­ник ( 11 апреля ).
    Притчи: о 10 девах и талан­тах; про­рочество о Страш­ном Суде (Мф.24:36–26:2).
  • Вели­кая Среда ( 12 апреля ).
    Пока­я­ние греш­ницы, воз­лив­шей миро на ноги Иисуса, и пре­да­тель­ство Иуды (Мф.26:6–16).
  • Послед­ний раз чита­ется молитва прп. Ефрема Сирина с 3‑мя вели­кими покло­нами. На вечер­ней службе в этот день все ста­ра­ются при­нять уча­стие в Таин­стве Пока­я­ния (Испо­веди).
  • Вели­кий Чет­верг ( 13 апреля ).
    Вос­по­ми­на­ние Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Все пра­во­слав­ные хри­сти­ане ста­ра­ются при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин.
  • В кафед­раль­ных собо­рах, в конце Литур­гии, совер­ша­ется Чин умо­ве­ния ног (архи­ерей умы­вает ноги 12 сослу­жи­те­лям).
  • Вече­ром чтение 12-ти «Страст­ных Еван­ге­лий».
    Пат­ри­арх совер­шает освя­ще­ние мира.
  • Вели­кая Пят­ница ( 14 апреля ).
    Арест Гос­пода и непра­вед­ный суд. Рас­пя­тие, Святые и Спа­си­тель­ные Стра­сти (Стра­да­ния), смерть и погре­бе­ние Гос­пода.
  • День вели­кой скорби и стро­гого поста (Устав пове­ле­вает полное воз­дер­жа­ние от пищи в тече­ние всего дня; но, по тра­ди­ции, воз­дер­жи­ва­ются от пищи до окон­ча­ния выноса Пла­ща­ницы).
  • Литур­гия (Бес­кров­ная Жертва) в этот день не слу­жится, потому что Жертва при­не­сена на Гол­гофе (един­ствен­ное исклю­че­ние – в случае сов­па­де­ния Страст­ной Пят­ницы с празд­ни­ком Бла­го­ве­ще­ния).
  • Утром – чтение Вели­ких (Цар­ских) Часов.
  • В сере­дине дня (обычно в 14 часов) совер­ша­ется Чин выноса Пла­ща­ницы.
  • Вече­ром (обычно в 18 часов) совер­ша­ется Чин Погре­бе­ния.
  • Вели­кая Суб­бота ( 15 апреля ).
    Пре­бы­ва­ние Гос­пода телом во гробе, со­шествие душою во ад и одно­вре­менно пре­бы­ва­ние на Пре­столе со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
  • Утром совер­ша­ется Литур­гия Вели­кой Суб­боты, после кото­рой, по тра­ди­ции, бла­го­слов­ля­ется празд­нич­ная тра­пеза (Устав пред­пи­сы­вает делать это после пас­халь­ной Литур­гии и освя­ще­ния артоса).
  • Страстная неделя 2023: какого числа, что можно и нельзя есть перед Пасхой
Что можно есть на страстной седмице?

Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. В Великий Четверток (Страстной Четверг) разрешается растительное масло. Великий Пяток (Страстную Пятницу) — рекомендуется проводить без пищи. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, не все могут провести день вообще без пищи, и как-то совсем минимально, но подкрепляют свои силы в Великую пятницу.

Пост — с одной стороны время нелёгкое, но оно может стать для нас началом каких-то важных перемен.

Это период внутреннего обновления, когда мы можем потрудиться над собой, попытаться размягчить наши сердца. Главное, чтобы то, что мы делаем, шло нам на пользу, а не во вред. И пусть для каждого из нас этот трудоёмкий период принесёт добрые плоды.

Свет­лое Хри­стово Вос­кре­се­ние. Пасха – 16 апреля

Седмицы после Пасхи

Пасхальная неделя в 2023 году начинается после Пасхи, которая в этом году приходится на 16 апреля. Это время радости, празднования Светлого Христова Воскресения. В народе этот период считается началом новой жизни и весеннего возрождения.

Богослужения в период Светлой Пасхальной седмицы проходят при открытых Царских вратах, скрывающих в остальное время алтарь. Это уникальная возможность для всех верующих наблюдать происходящее в алтаре, тем самым, быть ближе к священнодействиям.

Отличительная особенность недели – колокольный звон. В этот период во всех храмах позволяют звонить в колокола всем верующим в любое время. Разумеется, кроме времени богослужений, чтобы не мешать людям молиться. Вообще вся Пасхальная неделя для верующих – самая светлая и радостная в году. Все приветствуют друг друга словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»

Анти­пасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2‑я по Пасхе, апо­стола Фомы ( Ин.20:19-31 ) – 23 апреля .

Радо­ница (пас­халь­ное поми­но­ве­ние усоп­ших) – 25 апреля , втор­ник.

  • Неделя 3‑я по Пасхе, святых жён-миро­но­сиц (то есть «Неделя жен­щин, несу­щих миро»); и память пра­вед­ных Нико­дима и Иосифа Ари­ма­фей­ского, тайных уче­ни­ков Христа ( Мк.15:43–16:8 ) – 30 апреля .
  • Неделя 4‑я по Пасхе, о рас­слаб­лен­ном ( Ин.5:1-15 ) – 7 мая .
    Пре­по­ло­ве­ние Пяти­де­сят­ницы ( Ин.7:14-30 ) – 10 мая , среда.
  • Неделя 5‑я по Пасхе, о сама­рянке ( Ин.4:5-42 ) – 14 мая .
  • Неделя 6‑я по Пасхе, о слепом ( Ин.9:1-38 ) – 21 мая .
  • ВОЗ­НЕ­СЕ­НИЕ ГОС­ПОДНЕ ( Деян.1:1-12 ; Лк.24:36-53 ) – 25 мая .
  • Неделя 7‑я по Пасхе, святых отцов I Все­лен­ского собора – 28 мая .
    Тро­иц­кая роди­тель­ская суб­бота (поми­но­ве­ние усоп­ших) – 3 июня .
  • Неделя 8‑я по Пасхе. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пяти­де­сят­ница) ( Деян.2:1-11 ; Ин.7:37-52; 8:12 ) – 4 июня .
    Сед­мица 1‑я по Пяти­де­сят­нице, сплош­ная ( 5–10 июня ).
    День Свя­того Духа («Духов День») – 5 июня , поне­дель­ник.
  • Неделя 1‑я по Пяти­де­сят­нице – празд­ник «Всех святых» – 11 июня . Этим празд­ни­ком завер­ша­ется соб­ственно Три­од­ный (подвиж­ный) цикл; его свое­об­раз­ным про­дол­же­нием стал в рус­ской тра­ди­ции празд­ник в честь всех рос­сий­ских святых (уста­нов­лен на Помест­ном соборе 1917–18 гг.). В конце XX сто­ле­тия стали появ­ляться празд­ники в честь реги­о­наль­ных – сна­чала воло­год­ских, а затем и других – святых.

Что можно вкратце ска­зать об осо­бен­но­стях вели­кого пове­че­рия?

Вели­кое пове­че­рие состоит из 3‑х частей, каждая часть начи­на­ется «При­и­дите, покло­нимся…». В 1‑й части при­ме­ча­тель­ные сле­ду­ю­щие пес­но­пе­ния:

  • Только на 1‑й сед­мице 4 дня в начале добав­ля­ется псалом 69 (пере­но­сится из 3‑й части) и далее поется вели­кий канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского.
  • После чтения 6‑ти псал­мов поется «С нами Бог…»
  • После Сим­вола веры поется «Пре­свя­тая Вла­ды­чице…», в конце каж­дого стиха – земной поклон;
  • В 3‑й части совер­ша­ется молитва пре­по­доб­ного Ефрема Сирина с 1‑ю покло­нами;
  • Отпуст вели­кого пове­че­рия с пре­кло­не­нием колен и молит­вой «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве…»

Что можно ска­зать об изоб­ра­зи­тель­ных в сед­мич­ные дни поста?

Изоб­ра­зи­тельны начи­на­ются с пения «Бла­женн», в конце кото­рых совер­ша­ется 3 поклона. Далее тексты Часо­слова на ряду. По «Отче наш…» – кондаки по Уставу, пере­ход на поклоны. После 16-ти покло­нов два вари­анта:

А) если далее идет вечерня, то сразу вечерня без воз­гласа;

Б) если литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, то на изоб­ра­зи­тель­ных совер­ша­ется отпуст.

Бого­слу­же­ние сед­мич­ных дней поста: осо­бен­но­сти

В период Вели­кого поста бого­слу­же­ния по осо­бому чину (назы­ва­е­мому вели­ко­пост­ным) совер­ша­ются только в сед­мич­ные дни; в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни совер­ша­ются обыч­ные службы.