Мудрая природа снабдила новорожденных малышей целым арсеналом врожденных рефлексов, которые помогают быстро приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Проверяя эти реакции, можно судить о том, как идет развитие нервной системы, а устраняя сбои, нивелировать нарушения на ранней стадии.
На первый взгляд кажется, что новорожденный совершенно беспомощен, но это не так. Едва появившись на свет, ребенок тут же начинает искать ртом мамину грудь, а захватив сосок, принимается активно ее опорожнять. Так что «добыть» себе еду он точно в состоянии. Но это далеко не единственный жизненно важный навык.
этапы эстафеты
Врожденные рефлексы – это наследие, доставшееся нам от далеких предков по воле эволюции. Они закладываются в первые недели беременности в период внутриутробного развития и проявляются в первые часы, дни или недели после рождения. Все врожденные рефлексы считаются безусловными, то есть возникают помимо нашей воли и не поддаются осознанному контролю. По сути же это непроизвольные реакции нервной системы на раздражение, возникающее либо внутри самого организма, либо снаружи. Регулируются они прежде всего средним мозгом, который развивается в первую очередь. Когда же начинает развиваться кора головного мозга (более совершенное серое вещество), то она берет под свой контроль основную часть нервной системы. Как только это происходит, врожденные рефлексы уступают место условным. Причем угасание большинства непроизвольных реакций происходит уже на первом году жизни.
Зная сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, родители могут вовремя заметить отклонения от нормы и обратиться за помощью к врачу. Но устраивая малышу экзамен, надо соблюдать некоторые правила. Многое зависит от того, голоден кроха или сыт. В первом состоянии он будет реагировать на раздражение энергично, а во втором − вяло. Так что тестирование лучше устраивать не раньше чем через полчаса после кормления, при естественном освещении, то есть в первой половине дня. Желательно, чтобы температура в комнате была 22−24 °С.
Оральные рефлексы − самые важные безусловные рефлексы, ведь благодаря им ребенок может «найти» пищу и съесть ее. Возникают в ответ на раздражение губ малыша.
Сосательный. Стоит только дать новорожденному грудь, как он начинает делать ритмичные сосательные движения. Такая же реакция будет на собственный или чужой пальчик, соску, игрушку. Рефлекс проявляется чуть ли не с первого часа после рождения и проходит к 12−18 месяцам.
Хоботковый. Если быстро и легко прикоснуться к губам крохи пустышкой или пальцем, он выпятит губки трубочкой.Такая реакция проявляется в первые часы жизни и исчезает к концу 2−3-го месяца.
Поисковый. Осторожно и нежно погладьте малышу уголок рта или дотроньтесь пустышкой до щечки рядом с губами − и он мгновенно повернет голову в ту сторону, откуда шел стимул. А если соской немного надавить на середину нижней губы, ротик откроется, шея согнется, и малыш попытается захватить пустышку губами. Этот рефлекс свидетельствует о слаженной работе глубоких структур мозга. На его основе формируются мимические реакции. Навык проявляется в первый день жизни и сохраняется до 3−4 месяцев.
Ладонно-ротовой. Если уложить малыша на спину и, взяв его ручку, слегка надавить большим пальцем в центр ладошки, он откроет ротик и нагнет головку вперед. Проделайте то же самое с другой ручкой. Реакция должна быть с обеих сторон одинаковая. Рефлекс подготавливает базу для осознанных движений рта и рук, с помощью которых кроха совсем скоро начнет исследовать мир. Такая способность появляется у малыша в первые 2−3 дня жизни и угасает к 3 месяцам.
Спинальные рефлексы – это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве. Проверив силу этих «реакций», врач может оценить двигательную активность ребенка.
Хватательный. Вложите в ладошку малыша платочек, и он тут же бессознательно сожмет ее в кулачок. Порой захват настолько крепкий, что, если ребенок возьмется за пальцы мамы или папы, его можно будет поднять в воздух. Рефлекс способствует развитию мелкой моторики и речевой деятельности. Проявляется в первую неделю жизни и после 3−4 месяцев исчезает.
Некоторые энтузиасты тренируют новорожденных «ходить по столу» или «стоять» на ладони у мамы или папы. однако во время таких экзерсисов возникают запредельные нагрузки на незрелую костную систему ребенка, что может вызвать проблемы с формированием опорно-двигательного аппарата (неправильную осанку, косолапость).
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поверните карапуза лицом к себе, возьмите под мышки, фиксируя головку пальцами. Если приподнять его, он подожмет ножки. Если опустить на пол – будет стоять, опираясь на стопу. Если наклонить вперед – начнет «переступать» ножками. Это и есть автоматическая ходьба. Если ножки ребенка перекрещиваются, ничего страшного: в первые 1,5 месяца жизни это нормально. Рефлекс подготавливает к ходьбе. Проявляется он в первые недели жизни и к 3 месяцам угасает.
Рефлекс ползания. Положите кроху на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед. Рефлекс активизирует практически все зоны головного мозга, развивая координацию движений. «Ползать» так дети начинают на 3−4-й день жизни, а после 3−4 месяцев выходят на уже осознанный уровень.
Рефлекс Галанта. Положите ребенка на животик и проведите пальцем вдоль позвоночника, отступив слева от него 1 см и двигаясь сверху вниз. В ответ кроха выгнет спинку вправо. Проделайте то же самое с правой стороны. Ребенок должен выгнуть спинку влево. Рефлекс готовит нервную систему к осознанной координации движений и укрепляет связь между полушариями головного мозга. Проявляется с 5−6-го дня и проходит к 3−4 месяцам.
Защитный. Положите кроху на животик − и он тотчас повернет голову в сторону и попытается ее приподнять. Рефлекс помогает удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания (а во время родов позволяет малышу не захлебнуться). Он выражен уже в первые часы жизни и угасает к 1,5 месяца.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга. Проявляется на первой неделе жизни и испаряется к 3−4 месяцам.
Рефлекс Моро. Проверяется разными способами. Можно положить ребенка спиной на стол и внезапно ударить ладонями прямо по столешнице на расстоянии 15 см справа или слева от его головки. В ответ кроха сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. Через 2−3 секунды руки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Первая и вторая фаза рефлекса могут быть выражены с разной силой – это считается нормой. Он вызывается с первых дней жизни и пропадает к 4−5 месяцам.
Подошвенный. Надавите большим пальцем на подошву малыша у основания указательного или среднего пальца − и они прижмутся к ступне. Если так же простимулировать наружный край стопы, двигаясь от пятки вверх, то большой палец ноги разогнется, а остальные разойдутся веером. Рефлекс подготавливает основу для осознанного управления пальцами ног. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 12−14 месяцам.
Шейно-тонические рефлексы отвечают за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Они позволяют оценить мышечный тонус малыша и развитие продолговатого и среднего мозга.
Асимметричный. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу. Рефлекс помогает малышу «найти» и разглядеть ручки в первые месяцы жизни, координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата. Проявляется в первые дни жизни и проходит к 3−4 месяцам.
Симметричный. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Такая «цепная реакция» подготавливает ребенка к осознанному ползанию. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 3−4 месяцам.
Лабиринтный. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание. Рефлекс помогает тренировать мускулатуру, чтобы впоследствии ребенок мог сесть и встать на ножки. Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.
Все под контролем
Врожденные рефлексы врач проверяет у малыша на каждом осмотре и в обязательном порядке. Эта рутинная процедура позволяет просто и эффективно отслеживать развитие центральной нервной системы: отклонения от нормы становятся заметны сразу. Так, рефлексы могут быть слабыми, слишком сильными или асимметричными. В группу риска чаще всего попадают недоношенные малыши; дети, перенесшие гипоксию, асфиксию, внутриутробную инфекцию или родовую травму; младенцы с некоторыми наследственными заболеваниями (миопатией, фенилкетонурией и др.). У ребенка, перенесшего любое заболевание в первые недели жизни, рефлексы, как правило, временно ослабевают: в этом возрасте каждый сбой вызывает снижение активности нервной системы. В качестве лечения во всех трех случаях неврологи назначают классический лечебный массаж и гимнастику, а при необходимости прописывают ноотропы − препараты, улучшающие мозговую деятельность. Та же тактика применяется и при позднем угасании безусловных рефлексов.